Понятия со словосочетанием «древнегреческий скульптор»

Связанные понятия

«Диадумен» («Юноша, увенчивающий себя победной повязкой (диадемой)») — знаменитая статуя древнегреческого скульптора Поликлета, созданная около 430 года до н. э.
«Дорифо́р» (греч. δορυφόρος — «Копьеносец») — одна из самых знаменитых статуй античности, работа скульптора Поликлета, воплощающая т. н. канон Поликлета, была создана в 450—440 гг. до н. э.
Вазописец циклопа (англ. Cyclops Painter, нем. Kyklops-Maler) — анонимный греческий вазописец, работал в Лукании конце 5 века до н. э. в краснофигурной технике. Считается последователем вазописца Пистиччи.
Вазописец фиал — анонимный греческий вазописец, работал в Афинах около 460—430 годов до н. э. в технике краснофигурной вазописи. Своё условное название вазописец фиал получил из-за того, что фиалы, оформляемые фигурными изображениями, известны только по его работам.
Аполлон Тибрский (англ. Tiber Apollo) — статуя бога Аполлона, римская мраморная копия греческого бронзового оригинала около 450 до н. э.. Авторство вероятно принадлежит или школе Фидия, или ему самому. Хранится в палаццо Массимо в Национальном музее Рима. Был найден в конце XIX века при строительстве моста через Тибр в Риме.
Марафонский юноша — древнегреческая бронзовая статуя, выловленная рыбаками из Марафонского залива в 1925 году и пополнившая собрание Национального археологического музея Афин. Предполагается, что на ней изображён Гермес, хотя какие-либо атрибуты этого бога отсутствуют. Мягкая проработка мускулатуры и расслабленное положение контрапоста выдают влияние Праксителя. Приподнятной правой рукой фигура опиралась на стену, ныне не существующую. Статуя датируется последней четвертью IV века до н. э. Поза юноши...
Именная ваза — ваза анонимного создателя, по которой можно выделить и идентифицировать конкретнного мастера. Тогда автор получает своё условное имя по названию самой вазы (вазописец Великого Афинского канфара, вазописец Лондонской пелики), или по названию сцены (вазописец Хоэфоры, вазописец ада, вазописец Илиуперса или вазописец свадеб), или фигур, изображенных на вазе (например, вазописец Афродиты, вазописец Дария, вазописец Пана и другие).
Древнегреческая скульптура — одно из высочайших достижений культуры античности, оставившее неизгладимый след в мировой истории. Зарождение греческой скульптуры можно отнести к эпохе гомеровской Греции (XII—VIII века до н. э.). Уже в эпоху архаики, в VII—VI столетиях, были созданы замечательные статуи и ансамбли. Расцвет и высочайший подъём греческой скульптуры пришёлся на период ранней и высокой классики (V век до н. э). А IV век до н. э., уже период поздней классики, также оставил в истории несколько...
Курос (др.-греч. κοῦρος) — тип статуи юноши-атлета, обычно обнажённого, характерный образец древнегреческой пластики периода архаики (ок. 650 г. до н.э. — 500 г. до н. э.).
«Дискобо́л» (греч. Δισκοβόλος) — одна из наиболее прославленных статуй античности; первая классическая скульптура, изображающая человека в движении. Оригинал «Дискобола» — статуя из бронзы, считающаяся работой скульптора Мирона, жившего в середине V века до н. э., — не сохранился, он был утерян в Средние века, но представлен многочисленными копиями римского периода.
Эфеб c Антикитеры — древнегреческая бронзовая статуя высотой 194 см, найденная ловцами губок в 1901 году у берегов Антикитеры вместе со знаменитым антикитерским механизмом.
Список античных статуй включает сохранившиеся и исчезнувшие древнегреческие, древнеримские и этрусские скульптуры, получившие прозвище или имя собственнное, ставшие иконографическим образцом (типом).
Статуя Афины Промахос (Афины-Воительницы, др.-греч. Ἀθηνᾶ Πρόμαχος) — бронзовая статуя работы Фидия в афинском Акрополе.
В список включены мотивы, известные из произведений древнегреческого эпоса и мифографии и связанные с лошадьми, а также список лошадей, названных в них по именам.

Подробнее: Лошади в древнегреческой мифологии
Билингва — техника росписи древнегреческих ваз, существовавшая в Аттике в переходный период от чернофигурной к краснофигурной вазописи. На одной стороне керамического сосуда находится изображение, выполненное в более раннем чернофигурном стиле, а на другой — краснофигурное изображение, иногда на тот же самый сюжет. Такие вазы изготавливались очень краткий период времени, предположительно для того, чтобы обеспечить сбыт керамики в новом неизвестном краснофигурном стиле. В технике билингвы работали...
Вазопись по белому фону — стиль вазописи, появившийся в Афинах в конце VI века до н. э. Считается, что эту технику вазописи впервые использовал вазописец Ахилла. Она заключается в покрытии терракотовых ваз белым шликером из местной известковой глины, а затем их росписи. С развитием стиля белыми стали оставлять одежду и тело изображаемых на вазе фигур. Автором первого известного лекифа в стиле росписи по белому фону, датируемого ориентировочно 510 г. до н. э., является вазописец Псиакс. Известными...
Расписная стоя, Пэкила или Пойкиле, Пёстрая стоа (греч. Ποικίλη Στοά), стоя Писианакта (Πεισιανάκτειος) — стоа, одна из самых знаменитых построек древних Афин. Расположена на северной стороне афинской агоры. В V веке до н. э. была известна стенной росписью, выполненной на деревянных панелях на стенах. Здесь находились «Взятый Илион» Полигнота, «Амазономахия» Микона, исполненная Миконом и Панэном многофигурная «Марафонская битва», «Битва при Эное» неизвестного автора и трофеи битвы на острове Сфактерия...
Роскошный стиль — стиль в искусстве Древней Греции, появившийся в 430—410 годах до н. э. и просуществовавший до 370 года до н. э. По своей сути роскошный стиль представляет собой маньеристское направление периода поздней классики. Для роскошного стиля характерна излишняя декоративность, выражающаяся в изобилии складок при изображении одеяний. К роскошному стилю относят фриз в Храме Ники Аптерос на афинском Акрополе и кариатиды (или коры) на Эрехтейоне. В роскошном стиле по мнению искусствоведов выполнена...
Хари́ты (др.-греч. Χάριτες от χάρις, «изящество, прелесть») — в древнегреческой мифологии три богини веселья и радости жизни, олицетворение изящества и привлекательности. Соответствуют римским грациям.
Гимерот (др.-греч. Ἵμερος, «влечение, любовь, страсть», также Гимер или Гимерос) — бог страстной любви или просто страсти. Культа Гимерота как такового не было, его почитали как спутника Афродиты (иногда его упоминали, как её сына). Его жилище рядом с Музами. На античной керамике Гимерот изображается на Олимпе в окружении Муз и Харит.
Отдыхающий Гермес — одна из первых античных бронз, ставших достоянием просвещённых любителей искусства в Новое время. Эта статуя юного атлета была обнаружена в 1758 г. при раскопках Геркуланума на т. н. вилле Папирусов.
Мифо́графы (др.-греч. μυθογράφοι) — название ряда древних грамматиков, занимавшихся объяснением мифов.

Подробнее: Мифография
Криофор, Агнценосец (др.-греч. Κριοφόρος «несущий барана») — эпитет бога Гермеса и тип древнегреческой скульптуры, изображающий мужчину, несущего агнца для жертвоприношения.
«Умирающий галл» — сохранившаяся на Капитолии мраморная римская копия с пергамского оригинала (вероятно, бронзового), который был изготовлен по заказу царя Аттала I в память о его победе над кельтами-галатами. Не исключено, что оригинал вышел из-под резца придворного ваятеля Эпигона.
Ге́рма (др.-греч. ἔρμα) — четырёхгранный столб, завершенный скульптурной головой, первоначально бога Гермеса (отсюда название), затем других богов (Вакха, Пана, фавнов), а с V века до н. э. и портретными изображениями государственных деятелей, философов и пр. Нередко к гермам приделывался с лицевой стороны фалл — символ плодородия.
Демос (др.-греч. Δῆμος «народ») — в Древней Греции божество, персонификация народа греческих полисов. Наиболее почиталось в Афинах, однако статуя «Демоса спартанского» была и в Спарте.
Пу́тто (итал. putto «маленький мальчик», «младенец») или пу́тти, мн. ч. — художественный образ маленького мальчика, встречающийся в искусстве Ренессанса, барокко и рококо как скульптурный или живописный мотив для украшения внутреннего интерьера помещений. В отличие от крылатого эрота (амура), как правило, путти не обладали крыльями.
Гликон (др.-греч. Γλυκών) — согласно некоторым мифам, воплощение бога Асклепия. Лукиан рассказывает, что культ был изобретен в его время Александром из Абонотиха, который от его имени изрекал пророчества.
Наиск (лат. Naïskos, др.-греч. ναϊσκος) — небольшой храм в классическом стиле с колоннами или пилонами и треугольным фронтоном. Наиск часто встречается в качестве художественного элемента храмов, например, в Эгире или Дидиме, в архитектуре малых форм на древнегреческих кладбищах в качестве надгробных рельефов или ниш, как, например, на кладбище Керамик в Афинах и на наисковых вазах в краснофигурной вазописи. Внутри наиска обычно изображался усопший. В Лувре представлены скульптурные изображения наисков...
«Дельфийский возничий» (др.-греч. Ηνίοχος - «Управляющий колесницей») — знаменитый оригинал древнегреческой скульптуры. Одна из немногих статуй, которой удалось сохраниться до наших дней, отличный пример античного бронзового изделия. Была обнаружена в Дельфийском святилище Аполлона при раскопках в 1896 г. французскими археологами. Сегодня хранится в Дельфийском археологическом музее.
Ла́брис (др.-греч. λάβρυς) — древнегреческий двусторонний боевой или церемониальный топор. Римлянам был известен как bipennis.
Ксо́ан, ксоанон (греч. ξόανον, мн.ч. ξόανα от ξέειν «обтёсывать») — древнегреческое архаичное культовое изображение, статуя, идол, вырезанный из дерева. Первоначально — простой деревянный столб, воплощавший божество, по мере развития — грубо вырезанные статуи богов из различного материала, в которых намечены лишь важнейшие, основные формы и пропорции человеческого тела. Предшествовал появлению круглой культовой антропоморфной статуи.
Дактили (др.-греч. Δάκτυλοι «пальцы») — в древнегреческой мифологии демонические существа-лилипуты, обитавшие на Крите на горе Ида (или на вершине горы Ида во Фригии, тогда они считались служителями фригийской Матери), где они прислуживали Великой матери богов или Рее. В некоторых традициях отождествляются с кабирами, корибантами и тельхинами.
«Во́ины из Риа́че» — древнегреческие парные бронзовые статуи, изображающие нагих бородатых воинов. Датируются второй четвертью V века до н. э. Экспонируются в Национальном музее Великой Греции (Реджо-ди-Калабрия).
Вазописец белых лиц (англ. Whiteface Painter, нем. Weissgesicht-Maler) — анонимный греческий вазописец, работал в Капуе в 4 веке до н. э. в краснофигурной технике. Считается однм из основателей группы вазописцев «AV». Типичной чертой его работ является использование белого цвета в изображении женских лиц, откуда происходит условное имя мастера.
Галере́я канделя́бров (итал. Galleria delle Candelabri) — одна из трёх галерей Superiori в Ватикане, в Апостольском дворце.
Древнегреческие учёные эпохи эллинизма выделяли наилучших писателей в том или ином жанре и составляли каноны лириков, эпиков, историков и т. п. Александрийскими учёными Аристофаном Византийским и Аристархом Самофракийским были выделены и десять лучших ораторов Древней Греции. Поскольку главным центром древнегреческого красноречия были Афины, постольку этот канон ораторов принято называть каноном десяти аттических (или афинских) ораторов. В этот канон вошли...

Подробнее: Канон десяти аттических ораторов
Кабиры (др.-греч. Κάβειροι) — древние божества древнегреческой и более ранней мифологии. По мнению Геродота, культ Кабиров греки заимствовали у пеласгов.
Госпожа́ звере́й (др.-греч. Ἡ Πότνια Θηρῶν) — эпитет, впервые упомянутый Гомером (Илиада 21. 470) и часто используемый для описания женских божеств, связанных с животными. Микенское слово po-ti-ni-ja, означающее госпожу или владычицу, унаследовано классическим древнегреческим. Родственно др.-инд. patnī с тем же значением.
Мена́ды (др.-греч. Μαινάδες «безумствующие», «неистовствующие») — в древнегреческой мифологии спутницы и почитательницы Диониса. По его имени у римлян — Вакх, они назывались вакханками, также бассаридами — по одному из эпитетов Диониса — «Бассарей» (см. также Бассара), фиадами, мималлонами (см. далее).

Подробнее: Вакханки
«Химе́ра из Аре́ццо» (итал. Chimera di Arezzo) — бронзовая скульптура, один из самых знаменитых образцов скульптуры этрусков. Датируется V веком до н. э.
Платоновская Академия — религиозно-философский союз, основанный Платоном в 380-х годах до н. э. близ Афин в местности, названной в честь мифического героя Академа. В Академии разрабатывался широкий круг дисциплин: философия, математика, астрономия, естествознание и другие. Внутри Академии было разделение на старших и младших; основным методом обучения была диалектика (диалог).
Саркофаг супругов (итал. Sarcofago degli Sposi) — знаменитый этрусский саркофаг из некрополей в Черветери, который входит в состав экспозиции Национального музея этрусского искусства на вилле Юлия III в Риме. Высота — 114 см, длина — 190 см. В древности был расписан. Датируется второй половиной VI века до н. э.
Список античных бронз включает перечисление древнегреческих, древнеримских и этрусских бронзовых оригинальных статуй крупного размера, дошедших до наших дней.
Гриней — эпитет Аполлона, почитавшегося в Гринийской роще близ города в Эолии. В городке, расположенном между Мириной и Элеей, по Страбону, находился оракул и роскошный храм из белого мрамора. В роще росли как плодовые деревья, так и не приносившие плода, среди приношений Павсаний отмечает льняные панцири.
Александрийская поэзия — в эпоху эллинизма (323-30 годы до н. э.; от смерти Александра Македонского до Августа) древнегреческая поэзия, названная так по своему основному центру проживания выдающихся поэтов того периода — Александрии в Египте.
Совет богов — Dii Consentes (также Dii Complices) — мифологический совет в пантеоне Древнего Рима. В его состав входили двенадцать главных божеств: шесть богов и шесть богинь. Их золоченые статуи были установлены на форуме, позже, видимо, в портике Deorum Consentium.
Корибанты (др.-греч. Κορύβαντες) — название мифических предшественников жрецов Кибелы или Реи во Фригии, в диком воодушевлении, с музыкой и танцами, отправлявших служение великой матери богов. Они — сыновья Аполлона и музы Талии, Или сыновья Аполлона и Коры-Персефоны. По родосцам, это некие демоны — дети Афины и Гелиоса. Либо они — дети Крона, либо дети Зевса и Каллиопы, тождественные Кабирам. Либо титаны дали Рее корибантов, прибывших из Бактрианы или Колхиды. Либо с Эвбеи. Овидий в «Метаморфозах...
Пи́нака, пи́нак (др.-греч. πίναξ — дощечка для записей, писчая табличка) — в Древней Греции таблички из дерева, обожжённой глины, мрамора или бронзы. Они преподносились в дар богам (вотивный предмет), а также использовались для записей. Пинаки также прикреплялись к стенам гробниц.
а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я